Мир >

 

Непал

  Площадь территории: 140 800 км²

  Население: 26 620 809

  Плотность населения: 199 чел./км²

  Административный центр: Катманду


Координационный совет российских соотечественников в Непале (Ассоциация российских соотечественников «Ивушка»)

Админ. деление:


  • Багмати
  • Гандаки
  • Нараяни
  • Сагарматха

Федеративная Демократическая Республика Непал — государство в Гималаях в Южной Азии. Граничит с Индией и Китаем.

Географическое положение

Республика Непал расположена в Азии между 26° и 30° с. ш. и между 80° и 88° в. д.

Непал зажат между двумя самыми населёнными странами мира. К северу от него находится Тибет — автономный регион КНР, а по южной границе, с запада на восток, Непал граничит с индийскими штатами Уттаранчал, Уттар-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия и Сикким.

С севера Непал окаймляет Большой Гималайский хребет, который знаменит несколькими вершинами выше 8000 м, среди которых Эверест (8848 м) — самая высокая гора на Земле.

Самая низкая точка Непала находится на высоте 70 м над уровнем моря. Более 40 % территории Непала расположено на высоте более 3000 м, так что Непал является самой высокогорной страной мира.

История

14 января 2007 года парламент принял временную конституцию, по которой король лишается статуса главы государства и властные функции передаются премьер-министру. При этом маоисты добились увеличения представительства в парламенте до 83 мест, стали крупнейшей оппозиционной партией и получили места в кабинете министров. Непальский национальный конгресс во главе с премьер-министром получил 85 мест.

На 20 июня 2007 года в стране были назначены выборы в Конституционную Ассамблею. Партия Непальский конгресс — сторонники премьер-министра Койралы — считали, что Непал должен быть конституционной монархией, а король должен быть помещён под бессрочный домашний арест за подавление народных демонстраций. Одновременно на севере Непала вооружённые отряды маоистов сдали оружие в специальные хранилища, которые контролировались международными наблюдателями. Приём оружия осуществляла специальная комиссия, которую составляют сотрудники ООН и ветераны британских войск специального назначения из племени гуркха.

Выборы были перенесены на 22 ноября 2007 года. На первом заседании депутаты Конституционной Ассамблеи должны были бы решить судьбу монархии в Непале. Хотя во временную конституцию в апреле 2007 принята поправка, позволяющая сделать это непосредственно парламенту до выборов в Конституционную Ассамблею, в случае, если король будет препятствовать выборам в Конституционную Ассамблею. После этого депутатам Конституционной Ассамблеи предстояло выработать текст нового основного закона страны. Маоисты настаивали на окончательном превращении Непала в парламентскую республику. В сентябре маоисты выдвинули требование о провозглашении республики и замене смешанной системы голосования на пропорциональную на внеочередной сессии временного парламента, которая открылась 11 октября 2007 года. 5 октября в очередной раз на неопределённый срок были отложены выборы в Конституционную Ассамблею. Голосование по вопросу провозглашения республики и замены выборной системы из-за вмешательства промонархических сил (Непальский Конгресс, Объединенная Марксистско-Ленинская Компартия Непала) уже трижды переносились сначала на 14 октября, потом на 16 октября и последний раз на 29 октября 2007 года. 4 ноября внеочередная сессия завершилась. Большинством голосов было решено поручить правительству разработать проект дополнений в конституцию, позволяющих провозгласить Непал республикой, а также изменить выборную систему со смешанной (50 %+50 %) на пропорциональную, для рассмотрения на очередной сессии парламента, которая открылась 19 ноября 2007 года, но через 11 минут после открытия следующее заседание было отложено до 29 ноября.

Несмотря на принятие на съезде 22—23 сентября 2007 года партией Непальский Конгресс решения голосовать на Конституционной Ассамблее за установление Республики, эта партия во главе с премьер-министром Гириджей Коиралой являлась препятствием к установлению республиканского строя в стране. Некоторые члены партии открыто заявляли, что будут игнорировать решения внеочередной сессии парламента от 4 ноября 2007 года о разработке законодательства, позволяющего провозгласить республику на текущей сессии парламента. Маоисты же поставили во главу угла вопрос о республике и пропорциональной выборной системе — пока Непальский Конгресс будет препятствовать провозглашению республики и изменению выборной системы, маоисты будут препятствовать решению вопроса о назначении выборов в Конституционную Ассамблею.

28 декабря 2007 года временный парламент провозгласил Непал демократической федеративной республикой. Решение подлежало утверждению Конституционной Ассамблеи. До тех пор король Непала Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев, лишённый реальной власти, продолжал по-прежнему жить в царском дворце.

10 апреля 2008 года были проведены выборы в Конституционную ассамблею, которая, будучи временным органом власти (парламентом), должна была за два года подготовить Конституцию, на основе которой и планировалось провести последующие выборы. Коммунистическая партия Непала (маоистская) получила 220 мест из 601 и её лидер Пушпа Камал Дахала, более известный как «товарищ Прачанда», возглавил правительство, которое имело в своем составе маоистскую Компартию, Коммунистическую партию (объединённую марксистско-ленинскую) и депутатов от «Мадхеси Джана Адхикар Форум».

28 мая 2008 года в 23:26 по местному времени Учредительное Собрание Непала 560 голосами против 4 (члены монархической Раштрия Праджантра Парти) провозгласило Непал Федеративной Демократической Республикой. Было установлено, что исполнительную власть возглавит премьер-министр. В бывшем королевском дворце ныне размещён музей.

Вскоре Пушпа Камал Дахал ушёл в отставку, причиной которой было нарушение главнокомандующим непальскими вооруженными силами генералом Рукмангуда Катавала мирных соглашений — он отказался интегрировать бывших маоистских партизан в состав армии.

Новое коалиционное правительство Непала сформировала Коммунистическая партия Непала (объединённая марксистско-ленинская), имевшая третью по величине фракцию в парламенте (103 мандата из 601), и оно, в свою очередь, ушло в отставку в июне 2010 года. Однако избрать нового премьер-министра парламенту не удалось и правительство продолжает функционировать в качестве «исполняющего обязанности».

В мае 2010 года истёк 2-летний срок, за который планировалось подготовить Конституцию, но это не было сделано. Поэтому срок полномочий Конституционной ассамблеи был продлён ещё на год. Есть сомнения, что она будет готова и в этот год.

Распределение мест в парламенте (Конституционной ассамблее) по состоянию на 2008 год.